Рассмотрим следующую ситуацию. Допустим мы хотим создать класс, услуги которого базируются на сходных по назначению, но отличных в их реализации классах BaseA и BaseB. Если оба базовых класса обладают схожим интерфейсом, то логично оформить наш класс в виде шаблона:
template < typename Base > class Derived : public Base { };(Я не буду заострять внимание на содержимом классов, поэтому наш класс пустой, хотя фактически он может содержать множество полей и методов.)
Подразумевается, что вместо шаблонного аргумента Base нужно будет подставлять BaseA либо BaseB в зависимости от требований разработчика. А теперь главный вопрос: что если разработчику необходима информация о базовых классах объектов, основанных на шаблоне Derived. Как ее получить?
На вскидку я могу перечислить четыре способа:
- Вполне возможно, что классы BaseA и BaseB сами предоставляют информацию о своих типах. Но это не всегда так, а изменять эти классы мы не можем.
- Использование RTTI и dynamic_cast. Во-первых, это не всегда доступно, ведь для использования dynamic_cast необходимо, чтобы BaseA и BaseB были полиморфными, т.е. содержали виртуальные функции. Во-вторых, использование RTTI чревато потерей эффективности.
template < typename Base > class Derived : public Base { public: BaseClass GetBaseClass( void ) const; };BaseClass - это enum, перечисляющий базовые классы, а также значение Prohibited:
enum BaseClass { Prohibited, BaseClassA, BaseClassB };Итак, оставшиеся способы:
- Специализация шаблона Derived для отдельных типов базового класса. К сожалению, шаблон класса Derived может содержать большое число полей и методов, его полная специализация приведет к нежелательному дублированию кода.
- Использование трюка, основанного на шаблонном метапрограммировании.
template < typename > struct BaseClassInstance { static const BaseClass value = Prohibited; }; template <> struct BaseClassInstance< BaseA > { static const BaseClass value = BaseClassA; }; template <> struct BaseClassInstance< BaseB > { static const BaseClass value = BaseClassB; };(В первом определении после ключевого слова typename можно было указать имя аргумента, например Base, но, поскольку оно не используется в теле шаблона, я его опустил.)
Несмотря на то, что по форме здесь перечисляются разные специализации шаблона структуры C++, по сути, если рассматривать это с точки зрения функционального программирования, здесь объявлены клозы простейшей функции, возвращающей значение типа BaseClass в зависимости от результата сопоставления с образцом (типом - шаблонным аргументом)!
Нам осталось написать тело метода GetBaseClass():
template < typename Base > BaseClass Derived< Base >::GetBaseClass( void ) const { return BaseClassInstance< Base >::value; }Теперь объекты классов, основанных на шаблоне Derived, обладают информацией о своем базовом классе. Эта информация закладывается в момент инстанцирования классов, а значит нет дополнительных нагрузок в ран-тайме, и, что не менее важно, нам не пришлось дублировать исходный код.
Комментариев нет:
Отправить комментарий